Итоги деятельности Министерства науки и профессионального образования РС(Я) за 2008 г.

Доклад министра науки

и профессионального образования

Республики Саха (Якутия) А. Пахомова

на пленарном заседании Первого республиканского форума

работников профессионального образования

02.10.08г.

 

 

Уважаемые участники

первого Республиканского форума

работников профессионального образования!

Дорогие гости!

 

Сегодня в этом зале собрались работники образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Саха (Якутия), члены Правительства, депутаты Государственного Собрания Ил Тумэн, представители федеральных органов власти и средств массовой информации для того, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития профессионального образования в Республике Саха (Якутия).

Главной целью первого республиканского форума работников профессионального образования является выработка перспективных направлений модернизации профессионального образования Республики Саха (Якутия) на ближайшую перспективу.

В рамках Форума в течение двух дней работали круглые столы и секции, где обсуждались насущные вопросы развития профессионального образования. Это и вопросы новой системы оплаты труда, развития информационных и коммуникационных технологий, укрепления материально-технической базы учебных заведений, обновления содержания обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, социального партнерства, профориентационной работы и другие не менее важные вопросы.

В работе круглых столов и секций Форума приняли участие около тысячи работников профессионального образования. Их работа была ориентирована на широкий обмен опытом, идеями и методологией решений актуальных задач в условиях модернизации профессионального образования.

 По итогам работы круглых столов и секций форума подготовлен проект резолюции, где аккумулированы новые идеи и предложения. В конечном итоге материалы форума будут основой, фундаментом разработки Концепции развития системы профессионального образования Республики Саха (Якутия).

Уважаемые коллеги!

На современном этапе развития Российской Федерации образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства.

  Отрадно, что проблемам подготовки рабочих кадров приоритетное значение придают и Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В своих выступлениях они неоднократно подчеркивали необходимость возрождения системы профтехобразования, повышения качества образования.

Определяя профессиональное образование одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния, руководство страны поставило на сегодняшний день задачу опережающего развития начального и среднего профессионального образования, в том числе актуализацию и повышение качества профессиональной подготовки, приоритетного обращения учреждений профессионального образования к потребностям местного рынка труда.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

Уважаемые участники Форума!

Президент и Правительство Российской Федерации в последние годы уделяют серьезное внимание Дальневосточным регионам страны. Сегодня разработана стратегия развития Дальнего Востока, в рамках которого предусмотрены и меры по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия).

В республике принят и реализуется стратегический документ долгосрочного социально-экономического развития  – «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», одобренная Правительством Российской Федерации.

Согласно Схеме комплексного развития, в республике получают развитие опорные диверсифицированные территориально-производственные кластеры в Южной Якутии, Западной Якутии, Северо-Восточной Якутии, имеющие выраженный межрегиональный эффект и связанные с крупными инвестиционными проектами Красноярского, Хабаровского и Приморского  краев, Иркутской и Амурской областей.

Существенное развитие получат населенные пункты, определенные на  сегодня опорными плацдармами реализации основных планов: города - Олекминск, Ленск, промышленные поселки - Хандыга,  Усть-Нера,  Томмот, Витим, а также п. Нижний Бестях.

По плану будет реализован целый ряд стратегических инвестиционных проектов (12 мегапроектов), имеющих значение не только для Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока, но и для Российской Федерации в целом. Реализация этих мегапроектов требует вложения огромных средств, но помимо финансовых средств, реализация проектов Схемы потребует по прогнозным оценкам привлечения трудовых ресурсов в количестве до 150  тысяч человек. Для республики это серьезная цифра, ведь у нас сегодня всего около 500 тысяч работающих.

Трудовыми ресурсами в таком количестве сегодня республика не располагает. Вместе с тем, в основном республика планирует использовать собственные трудовые ресурсы. И эта позиция Президента и Правительства республики в полной степени отвечает долгосрочным интересам республики и страны, так как формирование и закрепление постоянного населения является одним из важнейших условий освоения и использования имеющихся ресурсов, развития экономики.

С этой целью Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством экономического развития республики разработана и реализуется Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС(Я) на 2007-2011 гг. и основных направлениях до 2015 года, а также Государственная программа занятости, в которой рассчитана прогнозная потребность республики в кадрах с учетом реализации Схемы развития производительных сил до 2020 года.

Для выполнения данной программы ведется работа по открытию в учебных заведениях профессионального образования всех уровней новых специальностей технического профиля, и особенно специальностей рабочих профессий.

Уважаемые коллеги!

Всего в Республике Саха (Якутия) функционируют 7 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 1 негосударственный ВУЗ, 26 филиалов высших учебных заведений Центра, Сибири и Дальнего Востока, 33 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и 28 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.

В том числе в ведомственном подчинении Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) находятся 44 образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Среди них 13 колледжей, 5 техникумов, 11 лицеев, 13 училищ, 1 филиал училища, 1 учебно-производственное предприятие.

Уважаемые участники Форума!

Как известно, высшие учебные заведения, расположенные на территории Республики Саха (Якутия) находятся в федеральном ведении. Основной объем подготовки кадров по специальностям высшего профессионального образования ведется в головном вузе республики -Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова, в составе которого действуют 7 учебных институтов, 9 факультетов, два филиала в гг. Мирный и Нерюнгри. Обучение ведется по 61 специальности, количество студентов составляет 21 776 чел.

В феврале 2007 года на конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, ЯГУ вошел в сорок лучших вузов России. Университету были выделены федеральные средства в размере 506 миллионов рублей на модернизацию образовательного процесса и системы управления университетом.

Сегодня университет  работает по созданию научно-образовательного центра нанотехнологии. По федеральной целевой программе «Развитие нанотехнологий» получит из федерального бюджета 128 млн.рублей.

За последних 2 года в Якутском госуниверситете учитывая перспективы развития экономики республики открыты 9 новых специальностей. Это в основном специальности по нефтегазовой отрасли,  транспорту, горной промышленности, экономике и управлении в природопользовании и безопасности жизнедеятельности.

В соответствии со Схемой развития производительных сил ЯГУ планирует в последующие годы  получить лицензии на подготовку специалистов по  бурению нефтяных и газовых скважин, геологии нефти и газа, обогащению полезных ископаемых, шахтному и подземному строительству, мостам и транспортным тоннелям, проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов и газонефтехранилищ.

Следует отметить, что ЯГУ с прошлого учебного года получил лицензии на подготовку рабочих кадров по программам начального профессионального образования (такие как горнорабочий очистного забоя, горнорабочий подземный, машинист горных выемочных машин, машинист буровой установки и насосной установки, проходчик).

Уважаемые коллеги!

Сегодня, ускоренные темпы развития стратегических и конкурентоспособных отраслей экономики в Республике Саха (Якутия) обосновывают необходимость создания крупного научно-образовательного центра подготовки профессиональных кадров на базе Якутского государственного университета, концентрируя  имеющиеся ресурсы других высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, находящихся на территории республики.

На основе Указа Президента Российской Федерации «О федеральных университетах»  по поручению Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова нашим министерством под руководством Вице-президента Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайловой подготовлен проект Концепции создания Северо-восточного Федерального университета на базе Якутского госуниверситета им. М.К. Аммосова и проект Государственной программы развития ФГОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет».

Как известно, исторически Якутия является форпостом освоения северо-востока России,  развития науки и образования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а Якутский госуниверситет в течение многих лет является флагманом фундаментальных научных исследований и разработок на Севере, входит в третью десятку классических университетов страны. За последние 5 лет объем инвестиций только из средств республиканского бюджета в развитие материально-технической базы университета составил более 3 млрд. руб.

Создание федерального университета позволит обеспечить необходимый кадровый потенциал и повышение конкурентоспособности  экономики, ускоренное развитие не только Республики Саха (Якутия), но и макрорегионов Российского Севера.

Уважаемые коллеги!

 Якутская государственная сельскохозяйственная академия готовит специалистов агропромышленного комплекса для регионов Севера и Арктики.

Сегодня, сельскохозяйственная академия имеет   пять факультетов, 2  филиала в г. Олекминске и в селе Октемцы Хангаласского улуса. В академии обучается 5738 студентов.

В 2006 году в академии  открыт инженерный факультет, открыта новая специальность по механизации сельского хозяйства.

Завтра распахнет свои двери новый учебно-лабораторный комплекс сельскохозяйственной академии, рассчитанный на 700 студентов.

Хотел бы особо отметить, что решением Министерства сельского хозяйства РФ Якутской государственной сельскохозяйственной академии присвоен статус базового высшего учебного заведения на северо-востоке Российской Федерации по подготовке специалистов для агропромышленного комплекса.

Уважаемые коллеги!

         Якутский государственный инженерно-технический институт является высшим учебным заведением, реализующим образовательные программы всех уровней профессионального образования. В институте обучение ведется по 17 специальностям, в т.ч. по 5 профессиям начального профессионального образования, по 7 специальностям среднего профессионального образования и по 10 специальностям высшего профессионального образования. Количество студентов составляет 2131 человек.

  В 2007 году институте открыты 5 новых специальностей технического профиля по программам высшего и среднего профессионального образования.

         Коллектив института работает над созданием модели ВУЗа, предусматривающего качественную трансформацию новых знаний для разработки передовых технологий в отраслях экономики и кадрового обеспечения реализации федеральных и республиканских проектов. Хотел бы отметить , что институт готовится к открытию новой специальности для системы профессионального образования республики «педагог профессионального обучения».

Уважаемые коллеги!

         15 лет назад в республике был создан Департамент при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров. Целью его создания была подготовка специалистов, обучение которых не ведется в ВУЗах республики.

         За это время Департаментом почти в 300 ВУЗах России подготовлено около 6000 специалистов, столько же сегодня обучается в ВУЗах центра, Сибири и Дальнего Востока. В последние два года Департаментом основной упор делается на подготовку специалистов по техническим и технологическим специальностям.

         Департамент совместно с министерствами и ведомствами республики занимается и трудоустройством своих выпускников.

Уважаемые участники Форума!

На территории республики в настоящее время функционируют одно негосударственное высшее учебное заведение (Региональная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Северо-восточный гуманитарный институт» в г. Нерюнгри) и 26 филиалов ВУЗов России.

Все указанные ВУЗы и филиалы имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. Свидетельства о государственной аккредитации имеют 13 филиалов. Филиалы ВУЗов ведут образовательную деятельность в основном по специальностям гуманитарного, экономического и юридического профиля.

Семь филиалов ведут образовательную деятельность по техническим специальностям. В их числе Южно-Якутский институт железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации в г. Нерюнгри и Якутский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта в г. Якутске.

В 2006-2008 годах комиссией Министерства проведены контрольные проверки условий ведения образовательной деятельности у 21 филиала и 10 представительств ВУЗов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Якутска, Нерюнгринского, Мирнинского, Алданского и Ленского районов. В результате проведенных проверок приостановлена деятельность на территории республики 10 представительств ВУЗов.

 

Уважаемые коллеги!

В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) для обеспечения рынка труда республики учреждения начального и среднего профессионального образования ведут подготовку специалистов и рабочих кадров для 15 отраслей экономики республики. Подготовка рабочих кадров и специалистов осуществляется по  56 профессиямначального и  60 специальностям среднего профессионального образования.

План приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования осуществляется согласно заявок  министерств, ведомств, акционерных компаний и администраций улусов и городов. Сегодня, учитывая несоответствие спроса и предложения на рынке труда  Министерство проводит работу по перепрофилированию подготовки кадров в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования по фактическим потребностям экономики республики.

За последних 2 года в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования республики открыты 57 новых специальностей, в том числе 42 технического профиля, из них по программам среднего и начального профессионального образования открыты 29 новых специальностей и профессий.

В образовательных учреждениях среднего и начального уровня с прошлого учебного года введены программы дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации в ускоренном режиме со сроком обучения от 3 до 6 месяцев.

В 2008 году проведена оптимизация 6 образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Произошли объединения Олекминского техникума механизации и электрофикации сельского хозяйства с Профессиональным училищем №26 г.Олекминска, Алданского политехнического техникума с Профессиональным училищем №24 г.Алдан, Профессионального училища №23 с.Сунтар и учебно-производственного комбината «Сунтар - Таас».

Прием на подготовку специалистови рабочих кадров на 2008/2009 учебный год за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по образовательным учреждениям всех уровней профессионального образования составляет  9054 места, в том числе по программам высшего профессионального образования – 790 мест, среднего профессионального образования – 4287 мест и начального профессионального образования – 3977 мест.

В этом учебном году в учреждениях среднего профессионального образования план приема по сравнению с предыдущим годомувеличен на 230 мест.

     Хотел бы особо отметить, что около 70% студентов и учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования поступают из малообеспеченных семей. Сегодня у нас обучается 630 сирот, 113 инвалидов.

 

Уважаемые участники форума!

Средняя заработная плата работников среднего профессионального образования на сегодня составляет 12 310 рублей, работников начального профессионального образования 9 670 рублей.

  Учреждения начального и среднего профессионального образования республики в 2009 году должны перейти на нормативное финансирование. Сегодня разрабатывается методика расчета нормативов.

  С 1 января 2009 года учреждения начального и среднего профессионального образования переходят на новую систему оплаты труда. Повышение заработной платы работников республиканских государственных учреждений будет осуществляться посредством опережающей (по сравнению с ростом потребительских цен) индексации заработной платы. Бюджетные ассигнования на оплату труда работников республиканских государственных учреждений с 1 января 2009 года будут увеличены на 11,2 процента.

Уважаемые коллеги!

  Министерство науки и профессионального образования республики в целях регулирования отношений, связанных с реализацией прав граждан на получение начального, среднего и дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях подготовило проект Закона Республики Саха (Якутия) «О начальном, среднем и дополнительном профессиональном образовании Республики Саха (Якутия)», где предусмотрены меры социальной поддержки учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования.

Уважаемые коллеги!

Сегодня исходя из задач, поставленных руководством республики перед учреждениями профессионального образования резко поднялись требования к руководителям учебных заведений.

Мы начали плановую, целенаправленную работу по укреплению руководящих и повышению квалификации педагогических кадров подведомственных учебных заведений. За 2 последних года укреплено руководство 17 учебных заведений. Заместители директоров по учебно-производственной, учебно-воспитательной и учебно-методической работе стали назначаться приказом Министра. Планово начали проходить аттестации руководители учебных заведений.

За 2 года курсы повышения квалификации прошли в центральных городах и за рубежом 13 директоров. Всего курсы повышения квалификации прошли 137 преподавателей образовательных учреждений.

 

Уважаемые коллеги!

В целях поддержки и стимулирования деятельности учреждений профессионального образования Министерство проводит конкурсы среди учебных заведений, студентов, учащихся, а также преподавателей.

В 2007 году  победители республиканских конкурсов  среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования приняли участие во всероссийских конкурсах.

Так, победитель конкурса профессионального мастерства среди образовательных учреждений начального профессионального образования по профессии «Огранщик алмазов в бриллианты», учащийся «Профессионального училища №16»  Василий Дьяконов  удостоился  Гранта Президента Российской Федерации.

В 2007 году во Всероссийском конкурсе «100 лучших ССУЗов России» и «Директор года» золотые медали получили Якутский сельскохозяйственный техникум, Якутский торгово-экономический колледж и Алданский политехнический техникум. А их директорам Егору Егоровичу Неустроеву, Наталье Марковне Яковлевой и Вере Васильевне Токаревой вручены Почетные знаки «Директор года 2007».

   По итогам 2007 года лучшим учебным заведением среднего профессионального образования потребительской кооперации России признанЯкутский торгово-экономический колледж (директор Яковлева Н.М.).

Директор Верхневилюйского профессионального лицея №10 Константин Егорович Соргоев, директор профессионального лицея №5 Виталий Петрович Филенко, директор Профессионального училища №16 Николай Егорович Давыдов награждены по итогам федерального конкурса дипломами «Лучший директор образовательного учреждения».

Директору Якутского сельскохозяйственного техникума Егору Егоровичу Неустроеву присвоено высокое звание «Заслуженного работника образования Республики Саха (Якутия)».

Уважаемые участники Форума!

В начале 2008 года проведена IРеспубликанская научно-практическая конференция «Шаг в будущую профессию», в которой приняли участие 233 студента образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по 9 секциям различных научно-исследовательских направлений.  Впервые организован и проведен Бал чемпионов среди спортсменов образовательных учреждений  республики.

Сотрудники Министерства науки и профессионального образования республики, руководители учебных заведений приняли участие в работеIIIВсероссийского Форума образовательных учреждений и стали дипломантами IIМеждународной специализированной выставки «Индустрия образования 2007».

Уважаемые коллеги!

В целях привлечения молодежи в реализацию мегапроектов, мы серьезное внимание стали уделять их профессиональной ориентации.

В этих целях подписано соглашение с НВК «Саха», открыты специальные страницы на газетах «Саха сирэ», «Кыым» и «Якутия». Совместно  с Департаментом по делам печати и телерадиовещания, Союзом журналистов организован республиканский конкурс среди журналистов. Стали тесно сотрудничать с Якутскими региональными каналами ВГТРК, ТНТ и радиостанцией «Виктория». Налажен регулярный выход работников министерства, руководителей и преподавателей образовательных учреждений  в эфир телевидения и радио, на страницах республиканских газет.

Обновлен сайт министерства. С этого года начали издавать специализированный республиканский журнал «Профессиональное образование Якутии».

Уважаемые участники Форума!

В республике уделяется серьезное внимание развитию института социального партнерства.

Министерство уделяет серьезное внимание взаимодействию учебных заведений профессионального образования с крупнейшими производственными Компаниями, которые работают на территории республики.

В 2007 году подписаны Соглашения о сотрудничестве в области подготовки, повышения квалификации специалистов и научно-технической деятельности между Министерством и Акционерными компаниями «АЛРОСА», «Якутуголь», «Республиканская инвестиционная компания», «Якутскэнерго» и «Алроса-Нюрба». В рамках подписанных соглашений,  учебные заведения обеспечивают  подготовку специалистов, направляют студентов и учащихся в Компании для прохождения производственной практики и выпускников на работу в Компании. А компании, в свою очередь, обеспечивают участие своих сотрудников в педагогической деятельности образовательных учреждений, участвуют в обновлении материально-технической базы образовательных учреждений, предоставляют места для прохождения студентами производственной практики и работу согласно полученной специальности.  

Соглашение с АК «АЛРОСА» также подписали  Якутский государственный университет и Якутская государственная сельскохозяйственная  академия.

В соответствии с подписанным Соглашением АК «АЛРОСА»  в этом году организовала практику 172 студентов в своих предприятиях  и трудоустроила 75 выпускников Якутского государственного университета. Всего в2008 году в предприятия АК «АЛРОСА» трудоустроились 264 выпускника учреждений профессионального образования республики.

Сегодня находятся на согласовании проекты соглашений с ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО АК «Железные дороги Якутии» и ОАО «Нижнеленское».

Подписаны также соглашения о сотрудничестве в сфере профессионального образования с администрациями МО Нерюнгринского, Мирнинского, Усть-Алданского и Нюрбинского районов.

Министерством создана база данных социальных партнеров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования заключили договора с социальными партнерами.

В 25 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования созданы и функционируют попечительские советы. В 2007 году при содействии попечительских советов образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования социальными партнерами и спонсорами оказана финансовая помощь в размере 4 млн. 880 тысяч рублей, а за 9 месяцев текущего года оказана помощь в сумме  4 млн. 294 тыс. рублей.

Лучшими попечительскими советами являются попечительские советы Якутского технологического колледжа сервиса (директор Кокош О.А.), Профессионального лицея №19 с. Хоногор (директор Абрамов М.Н.), Профессионального училища №33 п. Тикси (директор Слепцова Н.К.), Профессионального лицея №5 п. Жатай (директор Филенко В.П.).

Сегодня нами разрабатывается схема  распределения и закрепления образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования за крупными хозяйствующими субъектами республики такими как АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Таас-Юряхнефтегазодобыча», ОАО «Саханефтегаз», ОАО «Ленанефтегаз», ОАО «Алданзолото ГРК», Нерюнгринская ГЭС, ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОАО «Транснефть», ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», Пеледуйский судостроительный завод.

В этом деле пример  Алданского политехнического техникума (директор Токарева В.В.), имеющего договора с АК «Железные дороги Якутии», ОАО АК «Якутскэнерго», ЗАО «Полюс», ЗАО «Алданзолото», МП «Алданские пассажирские перевозки» может быть примером для многих учебных заведений. В 2007 году за вклад в развитие социального партнерства директор данного техникума Вера Васильевна Токарева получила в международном конкурсе золотую медаль французской ассоциации развития промышленности.

Уважаемые участники Форума!

  В последние годы Министерство начало целенаправленно заниматься вопросами трудоустройства выпускников учебных заведений. Ежегодно готовятся постановления Правительства республики по мерам содействия в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования.

  Министерство науки и профессионального образования республики принимает участие  в реализации 2-х республиканских целевых программ.

По «Государственной целевой программе развития образования в Республике Саха (Якутия) на 2006-2011 годы мы в 2006 году получили 15 млн.570 тысяч рублей, в 2007 году получили 46 млн. рублей, в 2008 году получили 32 млн.880 рублей.

По «Государственной программе обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006 -2011 годы и основные направления до 2015 года» в 2006 году получили 10 млн.510 тысяч рублей, в 2007 и 2008 годах получили по 15 млн.рублей, а на 2009 год по проекту предусмотрено выделение 30 млн.рублей.

 

Уважаемые участники Форума!

  Президент и Правительство Республики Саха (Якутия) уделяют серьезное внимание укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования. Так за последние годы построены комплекс Мирнинского индустриального техникума в п. Светлый, учебно-лабораторный корпус Алданского политехнического техникума, учебно-лабораторный корпус инженерно-технического факультета ЯГУ, общежитие на 672 места для студентов ЯГУ, общежитие на 200 мест для студентов политехнического института (филиал) ЯГУ г. Мирный, спортивный зал для технического института (филиал) ЯГУ в г. Нерюнгри, учебно-лабораторный корпус Якутской государственной сельскохозяйственной академии на 700 мест.

На сегодня по поручению Президента республики ведется строительство учебно-лабораторного корпуса Ожулунского профлицея №14, начато строительство 3-х объектов учреждений среднего профессионального образования. Это:

Арктический технологический техникум в п. Пеледуй Ленского района на 500 мест с общежитием для студентов и преподавателей на 500 мест,

Горнотехнический техникум в п. Хандыга Томпонского улуса на 450 мест с общежитием для студентов и преподавателей на 300 мест,

Транспортный техникум в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса на 350 мест с общежитием для студентов и преподавателей на 250 мест.

Данные образовательные учреждения будут готовить специалистов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; горной и газовой промышленности; железнодорожного и автомобильного транспорта, воднотранспортного комплекса и лесоперерабатывающей промышленности. Ввод всех 3-х объектов запланирован на сентябрь 2011 года.

Кроме того, с 2009 года будет начато строительство учебного корпуса политехнического института (филиала) ЯГУ в г. Мирном.

В этом году также начаты проектно-изыскательские работы по строительству общежития на 600 мест для студентов, учащихся и сотрудников начального и среднего профессионального образования г. Якутска.

Мы за 2 года получили в оперативное управление ряд объектов республиканской и муниципальной собственности под учебные и лабораторные корпуса, а также общежития. Так, провели реконструкцию за счет собственных сил учебного и лабораторного корпуса Чурапчинского технологического колледжа, котельную и столовую Тюнгюлюнского профессионального лицея №4, общежитие профессионального лицея №34 п. Усть-Нера, общежитие Покровского колледжа бизнес технологий, учебно-производственную мастерскую Якутского технологического колледжа сервиса, учебный корпус Якутского колледжа и технологии и дизайна.

 В этом году совместно с Исполнительной дирекцией по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) провели капитальный ремонт 9-и объектов Харбалахского профессионального лицея №18. Всего за 2 последних года проведен капитальный ремонт 104-х объектов среднего и начального профессионального образования.

 

Уважаемые участники Форума!

Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров с целью участия образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в реализации Национального проекта «Образование» и стимулирования научной и инновационной деятельности учащихся и студентов, педагогического труда преподавателей и инженерно-педагогических работников учредил ежегодно 20 (двадцать) единовременных денежных поощрений Президента РС (Я) в размере 100 000 (сто тысяч) рублей для преподавателей, инженерно-педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, 50 (пятьдесят) единовременных денежных поощрений Президента РС (Я) в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей для учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и 2 Гранта Президента Республики Саха (Якутия) в размере 1 000 000 (один миллион) рублей каждый для образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Таким образом, дан мощный импульс развитию системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия).

Сегодня таких крупных мер по поддержке профессионального образования ни один регион Российской Федерации не осуществляет.

Пользуясь случаем позвольте от Вашего имени поблагодарить Президента и Правительство республики за такую мощную работу по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования.

Уважаемые участники Форума!

Как известно в «Схеме-2020» в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики обозначено развитие агропромышленного комплекса республики.

Министерство уделяет серьезное внимание укреплению 11 профессиональных училищ и лицеев, находящихся в сельской местности.

В Государственной программе развития села Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 гг. для решения вопросов обеспечения агропромышленного сектора экономики специалистами предусмотрены в течение трех лет ежемесячные компенсационные выплаты выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, выезжающим на работу в организации агропромышленного комплекса в сельской местности и гарантии строительства жилья по месту работы, прохождение учебно-производственных практик студентов и учащихся в организациях агропромышленного комплекса.

 В рамках Программы созданы производственно-технологические лаборатории в Якутской государственной сельскохозяйственной академии и Якутском сельскохозяйственном техникуме.

В этом году для решения проблем сельских учреждений профессионального образования была проведена выездная Коллегия министерства на базе профессионального лицея №19 с. Хоногор Усть-Алданского улуса.

Во время Коллегии подписано Соглашение с Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) о совместной деятельности по укреплению материально-технической базы сельских учебных заведений. Решены и конкретные вопросы такие, как подготовка коневодов-табунщиков на базе профессионального лицея №19 с. Хоногор, профессионального училища №32 п. Батагай с созданием учебно-производственной базы. 

Уважаемые коллеги!

В условиях глубоких преобразований в политическом, экономическом и социальном устройстве общества перед системой профессионального образования встают сложные проблемы не только сохранения позитивных тенденций функционирования системы, но и перехода ее в режим дальнейшего развития.

В прошлом году, начав работу по обеспечению «Схемы –2020» квалифицированными кадрами, как было сказано выше, мы поставили перед собой задачи мониторинга и прогнозирования потребности республики в рабочей силе, изменения структуры специальностей, преподаваемых в учебных заведениях в разрезе основных промышленных зон. Сегодня в основном эти задачи выполнены.

 Вместе с тем перед системой профессионального образования Республики Саха (Якутия), в особенности среднего и начального звена, имеются серьезные проблемы. Это:

1) большой износ основных фондов учреждений среднего и начального профессионального образованияреспублики, особенно в сельской местности;

2) недостаточная оснащенность учреждений начального и среднего профессионального образования учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой. Сегодня оснащенность учебных заведений современным учебным оборудованием составляет менее 50%;

3) крайне недостаточная обеспеченность учащихся и студентов общежитием. Обеспеченность общежитием учащихся начального профессионального образования составляет   28  %, студентов среднего профессионального образования  – 50%;

4) Нехватка высококвалифицированных педагогических кадров, в особенности технического профиля и высококвалифицированных мастеров производственного обучения;

5) Это проблема качества содержания профессионального образования. Существующие на сегодняшний день образовательные стандарты не в полной мере соответствуют требованиям современного производства и, как следствие, возникает несоответствие профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров реальным потребностям рынка труда.

Поэтому именно модернизация (усовершенствование), в первую очередь, ресурсной базы системы учреждений начального и среднего профессионального образования является одним из основных факторов подготовки кадров в республике, а значит и развития экономики республики.

 Необходимо отметить, что в настоящее время назрела необходимость принятия целевой отраслевой программы по укреплению материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования республики.

Уважаемые коллеги!

Исходя из всего, что сказано выше, перед нами стоят следующие очень серьезные задачи:

1. Нам необходимо работать по совершенствованию структуры, содержания и технологий профессионального образования. Этого можно достичь путем:

а) формирования новой системы непрерывного профессионального образования;

б) обеспечения условий для перехода к качественно новому содержанию образования, основанному на принципах компетентностного подхода, повышения качества профессионального образования;

в) совершенствования технологий образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новой модели и содержания непрерывного профессионального образования;

2. Нам предстоит работать по повышению эффективности управления в системе профессионального образования путем:

а) участия работодателей в формировании структуры и содержания профессиональных учебных программ на основе реального определения потребностей в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, привлечения в сферу образования дополнительных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

б) укрепления социального партнерства работодателей и учреждений профессионального образования через Заключение договоров о совместной деятельности и попечительство;

в) расширения доступности образования и обеспечения качества образовательных услуг;

г) развития инфраструктуры единого образовательного информационного пространства учреждений профессионального образования, включая развитие сетей образовательных коммуникаций.

д) укрепления учреждений профессионального образования высококвалифицированным руководящим и преподавательским составом.

3. Нам нужно работать по совершенствованию экономических механизмов в сфере профессионального образования  посредством:

     а) обеспечения финансирования образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и технологических изменений;

   б) разработки, апробации и реализации финансово-экономических механизмов, обеспечивающих взаимодействие учреждений профессионального образования с работодателями;

   в) совершенствования системы оплаты труда работников сферы профессионального образования.

г) повышения  эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на профессиональное образование.

4. Нам предстоит целенаправленно укрепить материально-техническую базу учреждений профессионального образования путем:

а) внесения объектов учреждений профессионального образования в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия), реконструкцию и ремонт основных фондов за счет выделяемых средств из бюджета республики;

б) привлечения внебюджетных средств и обеспечения их целевого использования на укрепление материально-технической базы учреждений профессионального образования.

Уважаемые коллеги!

Над этими очень серьезными задачами нам необходимо работать целенаправленно, настойчиво, каждодневно и самое главное эффективно.

Думаю, что при консолидации всех усилий мы сможем осилить эти задачи и поднять профессиональное образование на качественно новый уровень.

Пользуясь случаем, желаю всем участникам Форума здоровья, семейного благополучия, успехов в работе и удачи!

 Спасибо за внимание!